Главное меню



Новости литературы

Творчество, пожалуй, самого известного английского классика Уильяма Шекспира, подверглось резкой критике со стороны современных знаменитостей.
Странная кижка — под книгу для менеджера от менеджера вполне успешно мимикрируют старческие мемуары и попытки оправдать свои поступки на должность CEO компании Ford. Но нас не проведешь!
Кинофестиваль «Литература и кино», где все фильмы созданы по мотивам литературных произведений, открылся 10 марта в Гатчине.

Народное творчество или устная литература?

06-06-2017

С другой стороны, произведения, которые возникали на начальном этапе развития человеческой культуры, могут вообще не иметь эстетической функции, но нашими современниками форма их воспринимается как художественное; например, это происходит при интерпретации искусствоведом древнего наскальной живописи. К тому же значительное количество фольклористов все же относят фольклор к искусству 6, поэтому на изложенных здесь только аргументах против "узкого" понимание фольклора не стоит, пожалуй, бескомпромиссно настаивать. Но подавляющее большинство коллег, несомненно, согласится, что неправомерно сужать фольклор в сумму лишь словесных текстов - хотя бы потому, что народная песня не существует без мелодии, а песня обрядовая - еще и за ритуалом, во время которого выполняется (см. подробнее: 2.5 ). Иными словами, сужать содержание фольклора лишь к "устной литературы" не позволяет очевидна синтетичность формы его реальной экзистенции - в звуках речевых и музыкальных, мимике и жестах исполнителей и участников ритуала, их костюмах, "реквизите" и "декорациях" (в частности, природных ландшафтных ), вызывающие различные зрительные впечатления у самих участников исполнения произведения или ритуала, и в пассивно его наблюдателей.

Можно говорить и о физиологически перцептивный (он аспекты одоративний и тактильный, главным образом) сторону переживания фольклорного произведения его исполнителем (и восприятия "естественным реципиентом"). Пример: праздник Купалы, выполнение ритуальной песни под хоровод. У девушки, даже не поет, а только участвует в хороводе, обязательные тактильные ощущения от венка на голове, от прикосновения рук, держащих ее руки, от ритмичных контактов ног с землей под ногами, усталость от танца и или даже пути к месту игрища. Одоративний аспект составляют ароматы от цветов, запахи костра, речной воды и т.п.. Наконец, участники древних ритуалов принимали галлюциногены: ели, например, ядовитые грибы - мухоморы, в близкие к нам времена пили водку. Это придавало особый, так сказать, шлейф восприятию фольклорного текста. Типичное же восприятие литературного текста (и вообще текста современной профессиональной культуры) если и имеет какие-то аналоги этим особенностям восприятия текста фольклорного, то весьма ослаблены. Здесь образуются скорее какие-то традиции индивидуальные и коллективные. Одна девушка читает только на любимом диванчике, другая с конфетой и т.д. (так же как в деревне на киносеансе лущили "семена", в Америке едят сладкую кукурузу подобные).

Так и получается, что "широкое" понимание фольклора слишком широкое, а "узкий" - тоже слишком узкое. Болгарский фольклорист П. Динеков предложил коллегам применять одновременно и "широкое" ("не только отрасль народного искусства, но и народные верования, знания и обычаи"), и "узкое" ("словесно-художественные произведения, составленные трудовым народом и живут в его среде ") 7. Но такое решение проблемы может только усугубить ситуацию, поскольку в случае принятия предложения П. Динекова, не говоря уже о других затруднения, специалисты вынуждены были бы, используя термин "фольклор", каждый раз указывать, какое из двух соображений имеют в виду.


Другие статьи по теме:
 Из литературы Средневековья
 Из норвежской литературы первой половины 20 в.
 Культура первых цивилизаций
 Из английской литературы 18 в.
 Из английской литературы первой половины 20 в.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: