Главное меню



Новости литературы

Творчество, пожалуй, самого известного английского классика Уильяма Шекспира, подверглось резкой критике со стороны современных знаменитостей.
Странная кижка — под книгу для менеджера от менеджера вполне успешно мимикрируют старческие мемуары и попытки оправдать свои поступки на должность CEO компании Ford. Но нас не проведешь!
Кинофестиваль «Литература и кино», где все фильмы созданы по мотивам литературных произведений, открылся 10 марта в Гатчине.

Народное творчество или устная литература?

03-08-2017

Термин "фольклор" ввел англичанин В. Томс, который 1846 г. под псевдонимом А. Мертон опубликовал в журнале "Атенеум" (№ 982) статью "The Folklore". Тем самым он счастливо дал имя явлению, которое в Европе изучали уже на протяжении веков, но называли по-разному, расплывчато и описательно. "Folk" означало у него народ, "lore" - мудрость, а целое ученый определил как "неписаное историю, фиксирует остатки древних верований, обычаев и подобного в современной цивилизации". Прошло еще полтора столетия, и теперь большинство специалистов убеждены, что существует и фольклор, тесно связан именно с "современной цивилизацией", однако относительно конкретного наполнения термина "фольклор" согласия они так и не дошли.

Обвинять фольклористов за такой недосмотр было бы несправедливо. Ведь вообще наука познала вселенную и микромир, окружающих человечество, лишь на какие-то тысячные доли процента, а это крошечный лучик света в почти полной темноте нашего незнания. Речь идет не только об астрономии или ядерную физику: гуманитарные науки то и дело вынуждены останавливаться перед тайнами духовной жизни человека, его психики и интеллекта. Наука же, изучающая фольклор, или фольклористика, имеющий к тому же дело с болезненной проблемой угасания следов духовной деятельности человека с течением времени; эта своеобразная энтропия приводит к исчезновению произведений, своевременно не зафиксированных с помощью письменности или других технических средств. Нет сомнения, что современные греки не знали бы даже имени Гомера, если приписываемые ему поэмы не было записано в VI в. до н. е.

Итак, не надо удивляться, что и сам предмет фольклористики пока не нашел общепринятого определения. Фактически же фольклористы разбились в этом вопросе на два лагеря: первые принимают широкое или универсальное понимание фольклора, другие - узкое или литературоведческое. Известный французский теоретик А. ван Геннеп предложил короткое из западных "широких" определений фольклора: это "универсальный объект со специфическим элементом, который содержится в слове" народный "" 1. Тот же смысл М. Барбье передает описательно, и определение его занимает целую страницу в капитальном американском "Стандартному словаре фольклора, мифологии и легенд" (1949, т. 1); мы из него приведем только конечную часть: "Каждый раз, когда в множества профессий знания, опыт, мудрость, мастерство, обычаи передаются посредством личного примера или объяснения разговорным языком, от старших - новым поколениям, без помощи книги, гравюры или школьного учителя - вот тогда и существует фольклор в его собственных владениях, всегда в работе, живой и подвижный ... ".

При таком, "широком" смысле фольклор - это все, что творится народом и передается традиционно - от сказки до вышиты рубашки, от писанки к далеко не эстетического рецепту дубления кожи ... Выдающийся польский фольклорист Ю. Крыжановский отмечает, что специалисты, приняв такое понимание фольклора, оказались бы перед двумя непреодолимое препятствиями.


Другие статьи по теме:
 Народный элемент втискивается в книжных произведений
 Анализируя ритмические формы
 Из Литературы рубежа 19 - 20 веков
 Народное творчество или устная литература?
 Культура первых цивилизаций

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: