Главное меню



Новости литературы

Творчество, пожалуй, самого известного английского классика Уильяма Шекспира, подверглось резкой критике со стороны современных знаменитостей.
Странная кижка — под книгу для менеджера от менеджера вполне успешно мимикрируют старческие мемуары и попытки оправдать свои поступки на должность CEO компании Ford. Но нас не проведешь!
Кинофестиваль «Литература и кино», где все фильмы созданы по мотивам литературных произведений, открылся 10 марта в Гатчине.

Попытки теоретического решения проблемы специфики фольклора

03-10-2017

Если на Западе фольклористы, привыкнув к тамошнему плюрализма в политике, науке и духовной жизни, в целом спокойно воспринимают очерченную в предыдущем разделе ситуацию и заботятся главным образом о том, чтобы выработать личное понимание предмета фольклористики, которое бы отвечало их собственным научным интересам, то советские ученые, воспитанные в духе принципиального монизма марксистской философии, активно пытались найти новые пути к решению этого вопроса.

Правда, петербургский теоретик В. Е. Гусев, который сделал первую такую ​​попытку, пошел на первый взгляд, как раз весьма проторенной дорожке начетничества, потому построил свою концепцию на найденной у К. Маркса цитате. В "Немецкой идеологии" К. Маркс противопоставляет образ, которым осваивает "мыслящая голова" (философ), другим, одним из которых назван "практически-духовное освоение этого мира". Речь, конечно, о широчайший круг явлений материальной деятельности людей (от пахоты до построения космического корабля), но В.Е.Гусев считает, что это определение "лучше подходит к фольклору". И далее теоретик излагает главную свою мысль, для "поддержки" которой и подыскивал цитату: "всю область практически духовной деятельности народных масс" он делит на две группы: в первой "результат творческой деятельности получает вещественное или предметное воплощение", а во второй ни . Эта вторая группа и является фольклор. Или: "фольклором мы называем ту форму практически духовной деятельности народных масс, которая по своей природе объективно представляет собой образно-художественное воспроизведение действительности и воплощает отношение к ней народа посредством образных средств, не требующих вещественного закрепления" 8.

Снова нельзя не согласиться с тем, что весь фольклор безоговорочно отнесен к искусству. Более того, по мнению Е. Гусева, фольклор есть обязательно "воспроизведением действительности". Это типично марксистское принципиальное сужения предмета искусства, перенесенное здесь на фольклор. Действительно, произведения большинства фольклорных жанров отражают реальную действительность - но только не такие, как христианские и мифологические легенды, духовные стихи, заговоры. Недаром в учебниках по фольклору советской эпохи они фактически не рассматривались. Чтобы подвести соответствующие произведения под определение фольклора, предложенное В. Е. Гусевым, нужно было сначала доказать, что нимфы и прелестники, с одной стороны, черти и ангелы, с другой, являются явлениями реальной действительности. К тому же главное в рассуждениях В. Е. Гусева, отнесение к фольклору тех явлений народного творчества, "не нуждаются вещественного закрепления", заставило его привлечь туда же и "танец, пантомиму", а затем и "нетекстовых музыку" - а этим видами народного искусства традиционная фольклористика никогда не занималась (теоретически, правда, включал в фольклора танец А. Ван Геннеп).


Другие статьи по теме:
 Народное творчество или устная литература?
 Архитектурные памятники древнего Китая и их особенности
 С австрийской литературы первой половины 20 в.
 Из английской литературы первой половины 20 в.
 Народный элемент втискивается в книжных произведений

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: